Назначение решетки в архитектуре


Чисто умозрительно понятию плана свободной композиции можно противопоставить понятие жесткого плана. Это позволит четче и глубже уяснить понятие свободного плана. Системы ограничений, вполне естественно, связаны с организуемым в ходе архитектурного проектирования пространством и с теми частностями, которые искажают общий замысел проекта.

В общем типы архитектурной графики достаточно ограничены по своим изобразительным средствам: это могут быть рисунки, эскизы и штриховые наброски, выполненные в одноцветной черно-белой технике, с отдельными включениями цветных и заштрихованных фрагментов.

Эскизы, диаграммы, геометрические фигуры, упрощенный набор и интенсивностей цвета, одноцветные изображения — вот то основное, что используется в архитектурной графике. Формы, встречающиеся в архитектурной графике, также не отличаются бесконечным разнообразием, напротив, набор их довольно ограничен.

Назначение решетки в архитектуре может быть осознано на примере жесткого плана; при этом определяется положение решетки между двумя полярными принципами проектирования: свободная графика с произвольными приемами композиции; полное подчинение графики жестким правилам композиции.

Несмотря на такое условное подразделение, указанные два принципа на практике остаются тесно взаимосвязанными.

Хорошо известно, что в процессе работы архитектора обеспечивается синтез конструкции и внешнего вида сооружения.

Свобода творчества на морфологическом уровне ограничивается требованиями композиции, которые в свою очередь могут быть поставлены в зависимость от технологических параметров или от функционального использования сооружения.

Если рассматривать решетку как специфическую структуризацию плана, то окажется, что эта решетка в достаточной мере согласуется с обоими вышеуказанными полярными принципами проектирования.

Именно в этом мы и усматриваем так называемую архитектоническую комплексность решетки. Она выражается в возможности развернуть изобразительное воплощение на основе использования огромного многообразия выразительных средств.

В частности, существуют многочисленные примеры тому, что именно решетка, составляя основу композиции, может обеспечивать одновременно достаточную свободу композиционного творчества и соблюдение некоторых правил функционального использования проектируемого объекта.

Back to Top